Основные знания и навыки, ожидаемые от студентов-механиков на
зачете и (или) экзамене по теоретической механике после 3-го семестра (с
учетом курса общей физики и дифференциальных уравнений): Студенту
предстоит
- понимать, что движение может рассматриваться только с точки
зрения некоторой системы отсчета; знать определения и формулы для
скорости и ускорения в декартовой "неподвижной" системе координат
- знать определение твердого тела, понимая, существование в
окружающем твердых тел является (по Пуанкаре) фундаментом
нашего ориентирования в окружающем мире - и воплощено в идее
группы изометрий трехмерного евклидова пространства, которая
состоит из коммутативной группы параллельных переносов и
некоммутативной группы поворотов;
- поскольку всякое бесконечно малое перемещение твердого тела (в
котором есть три точки, не лежащие на одной прямой) может
быть представлено композицией малого сдвига отмеченной точки
вдоль некоторого направления и малого поворота вокруг некоторой
оси, проходящей через эту точку, предельным переходом надо
уметь выводить, что при движении тела в каждый момент времени
существует и единствен вектор угловой скорости такой, что
(формула Эйлера)
для любых двух точек тела надо понимать, почему только в
частном случае вращения вокруг неподвижной оси с направляющим
вектором будет а общем случае такая формула невозможна;
- знать разложения скорости и ускорения в полярной системе координат
- понимать, что уравнение Ньютона выписывается в системе
отсчета, которую с принятой степенью точности можно считать
инерциальной, что вектор силы есть модель суммы воздействий на
точку со стороны других объектов;
- уметь переходить от векторного уравнения Ньютона
к системам дифференциальных уравнений в декартовых и полярных
(цилиндрических) координатах;
- знать простейшие выражения для силы гравитации (между двумя
материальными точками) и электромагнитной силы (сила Лоренца)
- знать размерности основных физических величин и констант,
применять соображения размерности и П-теорему, в том числе для
сокращения выкладок;
- знать условия существования интегралов импульса, площадей и
энергии; помнить их выражения в декартовой и цилиндрической
системах координат;
- знать законы Кеплера и уметь доказывать их равносильность закону
тяготения Ньютона;
- знать основные эффекты движения заряда в постоянном
электромагнитном поле (покой, движение по окружности, по прямой
и в общем случае по винтовой линии);
- уметь решать до конца, графически и качественно исследовать
различные варианты (выделяя среди них грубые и негрубые)
линейного уравнения второго порядка
понимая его и в физическом смысле, и как тривиальное приближение
для уравнений Ньютона вида
- для последних уравнений знать общие свойства фазовых траекторий
(на фазовой плоскости выделять среди них равновесия, знать
классификацию Пуанкаре особых точек, разпознавать среди грубые
(седла, узлы и фокусы) и негрубые (центры), понимать поведение
траекторий вблизи равновесий, находить cепаратрисы седел и
максимально продолжать их;
- на плоскости изображать фазовые кривые равноускоренного
движения, гармонического осциллятора, осциллятора с трением (два
грубых варианта), горизонтального движения с вязким трением,
падения с вязким трением.
- знать устройство фазовых портретов
консервативных задач (симметрия фазовых траекторий, центры
и седла соотвествуют минимумам и максимумам потенциальной
энергии); знать и применять в простых частных случаях простейшую
технику интегрирования в квадратурах:
иметь представление об бифуркационных диаграммах, когда
потенциальная энергия зависит от параметра, о простейших
наблюдениях теории катастроф;
- знать основные эффекты при возбуждении осциллятора
периодической силой
то есть биения, раскачка, вынужденные колебания;
- понимать первичную идею теории теории возмущений —
на примере уравнения
и уметь приближенно вычислять, например, работу возмущающей
силы интегрированием вдоль порождающего решения:
- понимать идею искусственного введения малого параметра
для исследования движений, близких к известному и выводить
уравнение в вариациях вида
для уравнений
- понимать идею отображения Пуанкаре (отображения за период), в
частности, для уравнения вида
и объяснять на примерах (ступенчатая функция явление
параметрического резонанса, то есть возможной неустойчивости даже
при малых
- понимать на примерах идею отображения Пуанкаре (отображение
последования) на фазовой плоскости для нелинейных уравнений и
объяснять при его помощи появление автоколебаний (предельного
цикла по Пуанкаре);
- понимать картину траекторий бигармонического осциллятора
(фигуры Лиссажу и их отображение на биллиард) и доказывать
всюду плотность траекторий при иррациональном отношении частот;
- знать качественные свойства гармонического осциллятора на
плоскости и сферического маятника;
- уметь
вычислять силы инерции при переходе к равномерно вращающейся
системе координат, знать формулу для веса, качественные эффекты
падения тел и колебания маятника Фуко;
- знать формулу длины дуги на окружности; понимать, что
плоская кривая с точностью до бесконечно малых третьего
порядка приближается соприкасающейся окружностью; правильно
изображать репер Френе; помнить и понимать формулы
- знать три основные модели движения точки по неподвижной плоской
кривой: идеальная связь, вязкое трение и сухое трение; знать
методику и последовательность решения уравнений движения во всех
вариантах и основные качественные эффекты движения;
- уметь доводить задачи, не требующие громоздких выкладок, до
правильного ответа, и давать ответу качественную, геометрическую
или физическую интерпретацию.
ЛИТЕРАТУРА:
Я.В.Татаринов. "Лекции по классической динамике" —
отражение вкусов автора, но не замена будущим лекциям
Ю.Ф.Голубев. "Основы теоретической механики" —
обстоятельный, выверенный учебник, написанный профессором
нашей кафедры
А.П.Маркеев. "Теоретическая механика" —
мастерское и полное изложение предмета с общепризнанной
терминологией
В.Ф.Журавлев. "Основы теоретической механики" —
оригинальный и удачный опыт современного видения
предмета
Рекомендуется кафедральный сборник "Задачи по классической механике",
вышедший в 2001 году (именно это издание).
Ниже даются образцы таких задач, которые нельзя найти в рекомендуемом
задачнике
СООБРАЖЕНИЯ РАЗМЕРНОСТИ
- Определить размерности
- ) гравитационной постоянной из закона тяготения
(Гука-)Ньютона
- ) величины заряда в системе единиц СГС из закона Кулона
- ) единиц измерения напряженности электрического поля и
магнитного поля из выражения силы Лоренца
- ) модуля Юга из выражения силы растяжения
при малом увеличении длины стержня с площадью сечения
- ) коэффициента жескости Гука из формулы при
упругой деформации;
- ) коэффициента вязкости из формулы Ньютона
при движении пластинки площади по слою жидкости высотой
со скоростью
- ) коэффициента вязкого сопротивления для малого тела в
жидкости:
- Шар радиуса движется в жидкости со скоростью Допустим, что сила
сопротивления, помимо названных величин, зависит еще только
от
- ) плотности жидкости
- ) вязкости жидкости
Найти соответствущие выражения силы
- Как выражаются из соображений размерности и точно
- ) модуль ускорения точки при равномерном движении со
скоростью по окружности радиуса
- ) скорость после свободного падения по вертикали на высоту
- ) период малых колебаний математического маятника?
- ) период обращения по круговой орбите радиуса в поле
тяготения неподвижной массы
- Если Земля сожмется вдвое, то во сколько раз изменится первая
космическая скорость? А вторая? На Луне ускорение силы тяжести в
шесть раз меньше, чем на Земле. Как там с первой космической
скоростью?
- С помощью П-теоремы получить следующие зависимости:
- ) скорость звука в упругом материале плотности c модулем
Юнга
- ) расход жидкости (это вес в единицу времени), имеющей
плотность и перетекающей через плотину: возвышение
жидкости над плотиной (вдалеке от нее) равно [ответ:
- ) закон распространения сферической ударной волны после
сильного взрыва (в начале координат) энергии в газе
плотности [ответ:
- ) сопротивление участка трубы площади при движении вдоль
него вязкой жидкости плотности со средней скоростью
- Известны следующие интегралы (произвольную константу опускаем):
С помощью П-теоремы найти соответственно
Придумать аналогичные примеры.